Итоги года: Что купили россияне в 2018 году | Ежедневный информационный портал AUTOMOBILI.RU

Итоги года: Что купили россияне в 2018 году

Крупными мазками

Впервые с рекордного 2012-го, когда в России было продано почти 3 млн. новых легковушек/LCV, рынок рос непрерывно весь год. И это в условиях фактического свертывания программ господдержки, увеличения акцизов на модели с двигателями от 200 л.с., а с 1 апреля еще и утилизационного сбора, причем особенно чувствительного (+90%) в самой массовой категории авто с двигателями рабочего объема от 1 до 2 л! В итоге, по данным аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового автомобиля выросла еще на 7%, достигнув ≈1,43 млн. руб. Всего же за четыре с половиной года с момента резкого ослабления рубля средневзвешенная цена подскочила на 60%!

Что же толкало рынок вверх в 2018-м? Во-первых, относительная стабильность рубля, а во-вторых, напор большого числа «пяти-»/»шестилеток», приобретенных еще в тучные годы и требующих замены. Кроме того, эффект от резкого повышения утильсбора оказался не столь разрушительным, как многие опасались: компенсирующие госсубсидии локальным производителям, на долю которых пришлось порядка 80% продаж, позволили удержать цены на многие модели на приемлемом уровне. Тем не менее в условиях продолжающегося снижения покупательской способности средств на прямую покупку нового автомобиля повсеместно (кроме столицы и Московской области) не хватало, что привело к росту кредитных продаж примерно до 50%, причем в некоторых регионах этот показатель был куда выше. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в Пермском крае, входящем в региональный Топ-30 по емкости рынка, объем кредитных продаж за три квартала 2018 г. составил 73,4%.

Но и заемные средства после отмены льготного автокредитования дорожали в течение года, а далекое от оптимального общее состояние российской экономики заставляло потенциальных покупателей придерживать средства на «черный день». В итоге, ежемесячный рост рынка, измерявшийся в первом полугодии двухзначными цифрами, с сентября ужался до однозначных значений (кроме ноябрьских +10,1%). Даже потенциально взрывной декабрь показал прибавку лишь в 5,6%. Едва ли все это можно списать лишь на рост базы отсчета за аналогичный период 2017 г.

На уровне сегментов

Ситуация двигалась по накатанной колее. Восстановление рынка в наибольшей степени обеспечивал массовый сегмент, с заметным отставанием от которого двигался премиальный, на долю которого пришлось около 9% против 10% в лучшие годы. Кроссоверы и SUV, захватившие более 40% рынка, по-прежнему оттягивали покупателей из «классических» сегментов, причем особенно преуспел в этом сегмент «малогабаритных» вседорожников, выросший за год без малого на треть.

1. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомобилей российских марок

Сегменты рынка в 2018 г.* vs результатов 2017 г.

1 2 3 4
Компакт-SUV 438 644 +19,2 27,0 +1,2
Малый средний класс 384 231 +3,5 23,6 -2,3
Малый класс 314 350 +15,7 19,3 +0,3
Средне-/полноразмерные SUV 139 243 +19,8 8,6 +0,4
Средний и бизнесс-класс 124 034 +19,2 7,6 +0,3
Малые SUV 96 528 +29,4 5,9 +0,7
Представительский класс 4 774 +7,7 0,3 0,0
Прочие 18 161 -5,9 1,1 -0,2
Легкие коммерческие (без учета пикапов) 105 386 +6,0 6,5 -0,5

*По данным за 11 месяцев 2018 г.
1. Объемы продаж в 2018 г.
2. Динамика продаж (%) относительно 2017 г.
3. Доля рынка (%) в 2018 г.
4. Динамика доли рынка (%) относительно 2017 г.

На уровне марок

Стабильность и еще раз стабильность. Среди «варягов» некому бросить вызов партнерам-лидерам из Кореи, располагающим обширной модельной линейкой с несколькими бестселлерами и мощной локальной сборочной базой. Причем KIA упрочила свое положение бренда №1 среди «понаехавших», вдвое превзойдя средний показатель прироста продаж и увеличив за год свою долю рынка до 12,6% (+1,2%).

Впрочем, нет правил без исключений. Skoda усилиями всей линейки моделей и при большом вкладе вседорожника Kodiaq, набравшего ход после получения производственной прописки в Нижнем Новгороде и расширения гаммы версий, выдала впечатляющий рост в 31% и в марочном Топ-10 потеснила Nissan. Но действительно реактивное ускорение (+87%) выдала Mitsubishi, за год переместившаяся с 14-го места на 9-е благодаря «ударнику» Outlander (54% от продаж марки) калужской сборки, которому существенную поддержку оказало и трио других вседорожников марки, Pajero Sport, ASX, Eclipse Cross. Стоит отметить и BMW, которая в 2018-м за счет значимых новинок и активной маркетинговой политики сократила отставание от принципиального соперника, Mercedes-Benz, с без малого неприличных 6790 проданных автомобилей по итогам 2017 г. до 2169. Ушедший год в свой актив, безусловно, могут занести Subaru и Suzuki. Не располагая обширной модельной линейкой, дуэт компаний, представляющих Страну восходящего солнца, тем не менее показал завидную динамику продаж вопреки усложнившимся для чистых импортеров условиям ведения бизнеса. Вот что значит продуманная маркетинговая политика и верность почитателей марки!

Напротив, для «бюджетных» Datsun и Ravon 2018-й окрашен в темные тона. Локализованный, с глубокими «вазовскими» корнями проект Datsun явно идет ко дну: моральное старение двухзвенной линейки тем очевиднее, чем ярче становится обновленная собственно тольяттинская гамма, а переплачивать за иностранный шильдик сегодня мало кто готов. Уверенный взлет Ravon, отмечавшийся в 2017 г, в 2018-м наряду с увеличением утильсбора остановили управленческие проблемы, приведшие к отставке топ-менеджеров завода в Узбекистане. Как итог, прекращение с мая поставок на российский рынок и неясность дальнейших перспектив.

В premium-сегменте число отстающих за год заметно сократилось, а их проблемы, по мнению Сергея Целикова, генерального директора аналитического агентства «Автостат», связаны не с качеством продукта, а ставкой на получение максимальной прибыли с каждого проданного автомобиля, что в условиях ограниченности рынка сказывается на объемах продаж.

2018-й, несмотря на отдельные успехи, не стал годом прорыва и для китайских компаний, остающихся в подавляющем большинстве лишь участниками массовки.

Табель о рангах 2018¹

Марка/место в рейтинге 2018 (2017) гг. Число продаж (шт.) Динамика продаж vs 2017 (%)
1. Kia (1) 227 584 +25%
2. Hyundai (2) 178 269 +13%
3. Renault (3) 137 062² +0,3%
4. Toyota (4) 108 492² +15%
5. VW (5) 108 426³ +18%
6. Skoda (7) 81 459 +31%
7. Nissan (6) 80 925² +6%
8. Ford (8) 53 234² +6%
9. Mitsubishi (14) 45 391 +87%
10. Mercedes-Benz (9) 37 788 +3%
11. BMW (11) 35 619 +19%
12. Mazda (12) 31 683 +22%
13. Chevrolet (10) 30 021 -6%
14. Lexus (15) 24 312 +3%
15. Datsun (13) 20 559 -16%
16. Audi (17) 16 216 -4%
17. Lifan (16) 15 097 -11%
18. Land Rover (19) 9 840 +11%
19. Subaru (21) 8 032 +32%
20. Volvo (20) 7 772 +11%
21. Suzuki (23) 6 016 +20%
22. Chery (22) 5 611 -5%
23. Peugeot (25) 5 514² +12%
24. Ravon (18) 5 184 -53%
25. Porsche (26) 5 118 +12%
26. Honda (28) 5 113 +110%
27. Infiniti (24) 4 654 -6%
28. Citroen (27) 3 710² -15%
29. Geely (30) 3 352 +50%
30. Haval (32) 3 213 +70%
31. Zotye (37) 3 175 +192%
32. Jaguar (31) 2 537 +17%
33. MINI (33) 2 330 +47%
34. Genesis (38) 1 831 +78%
35. Jeep (36) 1 773 +39%
36. Changan (34) 1 510 +7%
37. DFM (40) 1 445 +58%
38. FAW (41) 1 417 +156%
39. Cadillac (35) 1 176 -14%
40. FIAT (29) 1 135² -51%
41. Isuzu (45) 809² +10%
42. smart (39) 689 -26
43. Foton (42) 362² -32%
44. Brilliance (43) 171 -22%
45. HTM (46) 144 +45%
46. SsangYong (44) 142 +15%
47. Chrysler (47) 74 +722%

Всего:

1 325 986

+13,2%

1. Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ)
2. С учетом легких коммерческих моделей
3. С учетом Amarok (785) и Caddy (1585)
4. C учетом ChevyNiva (29 235)
5. Без учета ряда «малотиражных» марок

На уровне бестселлеров

Картина привычная. И не очень. Rio, ограниченный возможностями полностью загруженного завода в Санкт-Петербурге, уступил лидерство в абсолютном зачете набравшим обороты Lada Vesta (108 364) и обновленной Granta (106 325), но по-прежнему вне досягаемости среди «варягов». Hyundai на том же заводе сместил акценты в пользу более доходной Creta, и кроссовер провел рокировку с Solaris. Rapid, оправдывая свое название, за год поднялся на целых четыре ступени вверх благодаря фирменной функциональности. Уверенно вернулась в Топ-10 «варяжских» бестселлеров российского рынка Camry. Опасения относительно реакции покупателя на выполненную в совершенно новом ключе модель Toyota, пережившую в 2018-м смену поколений, оказались напрасными. Прорыв в число самых популярных моделей нового Tiguan не назовешь случайным. Кроссовер VW калужской сборки стал отдушиной для тех, кто в более благополучные времена нацеливался на модели premium-сегмента, а сегодня не хочет от него отдаляться. Апгрейд, сопровождавшийся появлением версий с новыми силовыми агрегатами, взбодрил Sportage, позволив кроссоверу KIA «выдать концовочку» года и вернуться в Топ-10. А у его порога как никогда тесно. В диапазон всего в 1 517 проданных автомобилей, разделивших замыкающий десятку Renault Sandero и Kaptur, уместились также Toyota RAV4 и еще один «ромбоносец», Logan.

Kia Rio

Горячая «варяжская» десятка российского рынка

2017 2018
Kia Rio 96 689 Kia Rio 100 148
Hyundai Solaris 68 614 Hyundai Creta 67 588
Hyundai Creta 55 305 Hyundai Solaris 65 581
VW Polo 48 595 VW Polo 59 450
Renault Duster 43 828 Renault Duster 41 409
Toyota RAV4 32 931 Skoda Rapid 35 089
Renault Kaptur 30 966 Toyota Camry 33 700
Renault Logan 30 640 VW Tiguan 33 530
Renault Sandero 30 210 Kia Sportage 32 667
Skoda Rapid 29 445 Renault Sandero 31 559

Россия на фоне Европы и мира

В 2018-м российский рынок рос в Европе самыми быстрыми среди грандов темпами, но остался на пятой позиции: слишком глубоким было падение в 2015-2016 гг. Западноевропейский рынок, ситуацию на котором усложняют постоянно меняющиеся правила (в частности омологации), затормозился на отметке примерно в 11 млн. новых легковых автомобилей/SUV. Рынок США в прошлом, позапрошлом году, похоже, тоже прошел пик и сейчас, по мнению экспертов, в лучшем случае будет держаться на уже достигнутом уровне. В Китае вероятно сокращение продаж. «Глобальный авторынок вряд ли вырастет в 2019 г., велики шансы стагнации, но Россия относится к небольшому числу стран, где есть потенциал роста,» – отметил на ежегодной пресс-конференции Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ) в России, президент компании Mazda Россия.

Ведущие рынки Европы’2018

  • Западноевропейские рынки не росли
  • Российский рынок вырос, но остается на 5-ом месте

Туманный 2019-й

Решение штаб-квартиры Ford пересмотреть подходы к ведению бизнеса в Европе, уже длительное время приносящего многомиллионные убытки, способно серьезно повлиять на работу компании и в России. Если, как ожидается, во втором квартале последуют радикальные меры, это приведет к встряске нашего рынка и борьбе за наследство марки «Голубого овала». Впрочем, ясности в этом вопросе пока нет. И не только в этом.

Слово Йоргу Шрайберу: «Двузначный рост российского рынка маловероятен. Много вопросов, ответов на которые мы не знаем. Как отразится на рынке повышение НДС? В чем конкретно заключается государственная политика по отношению к автомобильному сектору? Есть вопрос возможного ужесточения санкций в отношении России в феврале. В прошлом подобные меры сказывались на валютном курсе. Не факт, что так будет и теперь, но это увеличивает неопределенность, а любой бизнес предпочитает ясность. Соответственно ожидаем сложное начало года, тем более что, зная о планах правительства о повышении НДС с 1 января 2019 г., часть покупателей поспешила перенести приобретение автомобиля на завершившийся год. Из-за высоких показателей продаж в аналогичный период 2018 г., возможно, увидим и снижение рынка в процентном соотношении. Больше шансов на восстановление роста во втором полугодии, поскольку мы надеемся, что самочувствие потребителя достаточно, для того чтобы уравновесить существующие неопределенности. При отсутствии резких изменений негативного характера мы прогнозируем в целом за год рост рынка на 3,6%, что означает замедление его восстановления.


В 2019 г. не вижу революционных изменений в плане сегментации рынка, хотя логично ожидать дальнейшего роста доли SUV, которая в России уже выше, чем в других странах Европы. И понятно почему. Не удивлюсь, если в ближайшие два-три года доля этого сегмента достигнет 50% за счет сокращения остальных.



Цены вырастут в связи с инфляцией, повышением НДС. Если будет стабилен курс рубля к доллару и евро, то динамика цен окажется более мягкой.

Вы можете оставить комментарий ниже.